X

Исламское искусство ближе, чем кажется

«Вав» — 27-я буква современного арабского алфавита, является частицей клятвы (ваЛлахи — клянусь Аллахом), а также выражением сожаления, удивления, радости. Eще она символизирует единство создателя, Вселенной и всех творений, а визуально напоминает положение младенца в утробе матери.

Eе каллиграфическое изображение и множество других экспонатов можно увидеть на выставке «Коран — притяжение гармонии», которая открыта в музейном комплексе имени Словцова. Основная часть экспозиции состоит из предметов собрания музея-заповедника «Казанский кремль» и тюменских фондов.

Вот священные книги в миниатюре, которые хранятся в изящных и украшенных каменьями таких же небольших шкатулках. Чтобы разобрать текст, придется воспользоваться лупой. А рядом огромные издания. Каждое со своей историей. Например, экземпляр, который председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин подарил правителю Сирии Асаду в 1976 году. Вручая реликвию, советский премьер заметил, что экземпляр является копией Корана, хранящегося в Ташкенте. Подобных в мире сохранилось только шесть — в VII веке они были написаны от руки. Издание имеет массивный кожаный переплет с художественным тиснением. Представлены и футляры для хранения таких изданий из благородных металлов, украшенные полудрагоценными камнями или инкрустированные перламутром.

Переводы священной книги мусульман здесь представлены на девяти языках. Факсимильные издания древнейших рукописей Корана, например, Усмана, рукопись которого датируется IX веком, соседствуют с подлинниками изданий двухвековой давности. А стены зала украшены каллиграфией известных исламских мастеров. На них с соблюдением канонов отображены важнейшие фрагменты сур, а также ключевые моменты жизни пророка. Классические панно Хилья — изысканно написанный и красиво декорированный текст Корана. Отличием является определенная форма композиции, состоящей из восьми-девяти частей. В каждой — словесное описание благородных человеческих качестве пророка Мухаммеда.

Анастасия Богданова

Eще одно направление, близкое к каллиграфии, — шамаиль. Традиционно эта роспись является знаком мусульманского дома. Нередко выполняется на стекле с использованием фольги.

Помимо рукописей и картин, есть еще один экспонат, который делает выставку уникальной, — в стеклянной колбе запечатан волос из бороды пророка Мухаммеда. Реликвия принадлежала в свое время известному купцу и меценату Нигматулле хаджи Кармышакову. По словам советника муфтия Тюменской области по связям со СМИ и общественностью Динара Нафикова, купец — наш земляк многое сделал для мусульманской общины региона: построил мечеть, содержал духовную школу, собрал уникальную библиотеку, в которую привозил книги из разных уголков света. В одном из путешествий по Востоку ему подарили эту реликвию, которая является символом духовного единения мусульман, представляющих разные народы.

— Учение пророка актуально для современного, погрязшего в ненависти и злобе мира. Ведь именно пророк выступил главным идейным вдохновителем единства людей вне зависимости от их расовой и этнической принадлежности, — подчеркнул Динар Нафиков.

***
фото: Буква «вав» — образец творчества современного турецкого художника-каллиграфа Османа Озчая ;Коран, рукопись 1875 года.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта